Специальные технические условия создаются для зданий и территорий, где находятся в отсутствии основные нормативы пожарной безопасности, принятые правовыми актами РФ и общепринятыми требованиями пожарной безопасности.
- сооружения, которые превышают в высоту 50 метров;
- жилые помещения, более 75 метров;
- строения, которые насчитывают более одного подземного этажа;
- сооружения с определенной многосложной и особой архитектурой;
- здания, которые находятся на владении более одного субъектов РФ;
- объекты, где были зафиксированы отклонения и ликвидация которых не представляется возможным (несоответствие ширины эвакуации, лестничных маршей, эвакуационных выходов, конструктивные нарушения)
Порядок разработки и согласования указывается приказом Минрегиона Росийской Федерации от 01 апреля 2008 года № 36 и приказом МЧС России от 28 ноября 2011 года № 710.
Разработка
Разрабатывание специальных технических условий проводится соответственно техническому заданию заказчика. Оно содержит краткую аргументацию потребности разработки, информацию о степени ответственности объектов в соответствии с действующими строительными стандартами, а также другие условия, необходимые для разработки.
Перед непосредственно самой разработкой необходимо определить принципиальные технические поставления объекта (в частности планировочные и определенные конструктивные решения, используемые в ходе продукты и материалы), а также исследование и анализирование имеющейся нормативной базы, касающегося того или иного объекта и которая играет роль так называемой базы для внедрения и реализации недостающих нормативов или совершенствования до должного уровня, норм. Конкретные технические решения могут применяться как для объекта в обобщенном смысле, так и для какой-то определенной части или отдельной конструктивной детали в содержании системы.
В специальных технических условиях содержится следующая информация:
- подробная аргументация необходимости создания и перечень нормативов, не удовлетворяющих стандартным требованиям для конкретного объекта, упорядоченные в соответствии с положениями действующих технических норм в данной конкретной области;
- список вынужденных отклонений от действующих технических нормативов, содержащий подробную аргументацию потребности их использования и дальнейшие действия, которые компенсируют эти отклонения;
- доказательство необходимости конструирования;;
- сведения, которые включают маркировку, место, где располагается непосредственно сам объект и требования, выполнение которых обязательно для строительства;
- данные об заказчике, проектной организации и разработчике;
- общая обрисовка данного объекта и более конкретная, включающая описание его отдельных наиболее значимых элементов и деталей с отображением общих конструктивных решений, а также обрисовка схемы данного земельного участка и планировочных чертежей;
- условия, которые содержат некие отклонения от действующих нормативной базы и наличие аргументации этих отклонений в составе СТУ нормативных положений, которые восполняют эти отклонения;
- аргументация вспомогательных требований на ряду с требованиями, указанными в нормах действующей технической базы;
- обособленные положения, содержащиеся в нормах иностранных государств, в том случае если они соответствуют и в некоторых пунктах аналогичны нормам законодательства РФ;
- вычисление пожарного риска и другие расчеты, необходимые для обеспечения безопасности людей.
В СТУ не входят пункты, которые уже входят в перечень действующих нормативов , в частности формулы расчетов и вычислений. Маркировки, величины, единицы измерения, использованные в ходе расчетов должны соответствовать обозначениям и маркировкам в государственных стандартах РФ и общепринятых строительных нормативных документах.
Согласование
I этап
СТУ рассматриваются нормативно-техническим советом в Департаменте надзорной деятельности МЧС России.
В ходе исследования и на основе результатов рассмотрения совет посредством голосованием принимает решение о необходимости их доработки, либо же согласования На этой базе создается протокол заседания, в котором указывается решение совета.
Если технические решения уже были ранее согласованы, либо же рассмотрены государственным инспектором РФ, одним из его заместителей, нормативно-техническим советом они уже не рассматриваются(перечень уже согласованных решений в обобщенном виде приводится на официальном сайте МЧС РФ). Сопоставление и отождествление технических решений СТУ с аналогичными производится рядом сотрудников МЧС Российской Федерации. В этом случае главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору, либо же один и его заместителей принимает решение о рассмотрении СТУ самостоятельно, на базе уже ранее принятых технических решений, которые отождествлены с настоящими.
Срок согласования — 30-45 дней.
II этап
Согласование СТУ проводится нормативно-техническим советом Министерства регионального развития РФ. Решение оформляется постановлением нормативно-технического совета.
В состав исследования входит анализ данных материалов и научно-техническая экспертиза.
Оформление согласование производится посредством проставления подписи Министра, одного из его заместителей, либо уполномоченного им лица на титульном листе данного согласования, а также ознакомление, визирование и проставление подписи на каждом листе согласования уполномоченного сотрудника Департамета.
Согласование проводится в течение месяца. В особенных случаях срок продлевается до 3-х месяцев.
Общее количество времени, необходимое для разработки и согласованию конкретных технических решений занимает 2-5 месяца.
Среди положительных пунктов можно выделить возможность аргументации наличия на объекте каких-либо нарушений, имеющих основательный характер.
Отрицательным моментом является обоснование наличия неисправимых повреждений в рамках СТУ могут быть только обязательными к исполнению действиями, результатом которых является их компенсация. Стоимость выполнения часто оказывается слишком высокой (разработка и внедрение системы пожаротушения, работающей автоматически, а также системы дымоудаления, работающей аналогичным образом).
Высокая стоимость СТУ.
Время, необходимое для работы составляет от 2-5 месяцев.
Существует менее затратный и более быстрый способ обосновать наличие на объекте неисправных отклонений — Аудит пожарной безопасности со снятием объекта с надзора ГПН МЧС России. Но этот способ может быть реализован только в случае уже действующих объектов.